Судебная психолого-педагогическая экспертиза может проводиться для определения психологического состояния несовершеннолетнего в целях разрешения судебных споров о месте его проживания с тем или иным родственником (родитель, бабушки, дедушки).
Процедура анализа эмоционального состояния несовершеннолетнего и оценки психологического климата в семье помогает с высокой точностью установить, с кем из родителей у него наиболее тесная связь, доверительные отношения для формирования гармоничной здоровой личности.
Также, экспертиза часто назначается судом при рассмотрении дела о лишении родительских прав отца или матери.
Проведение независимого психологического исследования ребенка позволяет ответить на ряд важных для суда вопросов:
- оправданность выбора места проживания с матерью или отцом;
- степень привязанности к родственникам и возможные негативные проявления при лишении общения с ними;
- допустимость общения с отцом или матерью, ограниченных в родительских правах;
- необходимость в сопровождении встреч родителя и ребенка третьим лицом;
- возможность опросить несовершеннолетнего на судебном заседании.
Психолого-педагогическая экспертиза ребенка для суда может быть назначена повторно, спустя определенный срок после первого заседания, время проведения возможного повторного исследования выясняет эксперт. Повторная психологическая проверка может понадобиться для изменения графика и порядка встреч.
Типовые вопросы
- Учитывая индивидуально-психологические особенности ребенка и его родителей, систему их психологических отношений, а также конкретную ситуацию, с кем из родителей с психологической точки зрения наиболее благоприятно постоянное проживание ребенка, либо, какой порядок общения с отдельно проживающими родителями целесообразно установить?
- Каковы индивидуально-психологические особенности ребёнка, его актуальное эмоциональное состояние?
- Каковы индивидуально-психологические особенности родителей ребёнка?
- Могут ли индивидуально-психологические особенности личности родителей/одного из родителей оказать негативное влияние на психологическое состояние и развитие ребенка?
- Есть ли основания полагать, что один из родителей формирует негативный образ другого родителя?
- Имеет ли тот или иной родитель с учётом своих индивидуально-психологических особенностей необходимые для воспитания ребенка педагогические качества?
- Каковы педагогические навыки и стили семейного воспитания каждого из родителей?